Вопрос эксперту: эмоциональный интеллект

ДОСЬЕ

Екатерина Зуева

Тренер и HR-консультант FG Consulting

Тренерский опыт с 2006 года
Управленческий опыт с 2010 года

Умеет:
- разрабатывать и внедрять системы работы с персоналом (подбор, адаптация, оценка, обучение, мотивация, корпоративные стандарты);
- развивать ключевые компетенции кадрового резерва и действующих руководителей;
- работать в формате мини-тренингов с большой аудиторией (40-60 управленцев среднего и высшего звена).

Любит:
- развивать навыки специалистов по переговорам и продажам;
- разрабатывать игровые технологии для обучения и развития сотрудников;
- прокачивать эмоциональный интеллект руководителей;
- обучать конструктивному выходу из конфликтов.

Практикует:
- развитие навыков личной эффективности;
- тренинги по постановке, делегированию и контролю исполнения задач;
- тренинги по внедрению и адаптации системы наставничества;
- проведение командообразующих корпоративных мероприятий.

?: Все вокруг говорят, что высокий интеллект - ключ к успеху. В чем секрет этого явления?

!: Впервые об эмоциональном интеллекте я услышала в 2008 году. Стала читать, разбираться, прошла тренинг, и мир перевернулся.

Поняла, что развитие ЭИ – постоянная работа, прежде всего, над собой. Нужно понять весь калейдоскоп собственных чувств и эмоций: назвать, идентифицировать, научиться определять и изменять их. И это только первые две из четырех ступеней развития эмоционального интеллекта.

Я осознанно стала применять техники на работе и дома. Почувствовала, что уже не эмоции управляют мной, а я контролирую их проявление.

Секрет в том, чтобы человек, в момент переживания эмоции, не отдавался ей, а задавал вопрос: «Что я сейчас чувствую?».

Тогда подключается разум (рацио), вытесняя первую волну автоматической реакции. Эмоция «стихает», а человек действует, взвесив «за» и «против».

Но это:
А) осознанность
Б) время
В) сила воли
Г) желание,
и, как положительное следствие, привычка.

Разве способность разбираться в эмоциях собеседника, и поворачивать ситуацию в свою пользу – не успех?

?: ЭИ предполагает постоянный анализ и отслеживание не только собственных эмоций, но и чувств окружающих. Не усложняет ли такой подход жизнь, не мешает ли это решению более актуальных задач?

!: Со временем он облегчает жизнь, но сначала нужно проделать определенную работу. Есть люди с изначально высоким уровнем эмоционального интеллекта. Им навык дается проще, более того, они могут не догадываться о существовании ЭИ. Но это неосознанная компетентность.
Если же человек понимает, что это инструмент, умело им пользуется, то со временем навык превращается в осознанную компетенцию, которую по достоинству оценивают окружающие, коллеги, и сам носитель.

Третья ступень развития ЭИ – осознание чувств другого человека. Когда первые две ступени уже прокачаны, третья закрепляется быстро.

Когда на тренинге «Эмоциональный интеллект руководителя», рассказав участникам про 3 ступени, спрашиваю: «А какая же четвертая?», хором отвечают: «Управление эмоциями другого». Но я это называю иначе. Управление эмоциями другого – манипуляция. А человек, достигший четвертой ступени развития эмоционального интеллекта, не опускается до манипуляций.

Поэтому четвертую ступень называю «Управление атмосферой контакта, взаимодействия». В таком случае силы направлены на принятие эмоций собеседника и итог переговоров, создавая ситуацию win-win.

?: Считается, что EQ важнее IQ. В чем преимущество эмоций перед интеллектом?
!: Доказано, что эффективность человека только на 15% зависит от его интеллектуальных способностей, и на 85% от эмоционального интеллекта. Результаты тестов, измеряющих IQ, на деле показывают уровень развития памяти и внимания, а не успешность в жизни, и тем более в бизнесе.

Зачастую картина обратная: социально-успешные люди не набирали высокие баллы в тестах на IQ, и не были «отличниками» в школе.
Конечно, IQ важен и нужен, но результативность зависит от умения повернуть ситуацию в свою пользу (четвертая ступень ЭИ).

Важно развивать интеллекты, но эмоциональный развить сложнее. О нем редко задумываются. Я начала вести тренинги по ЭИ в 2010 году. И раньше просила участников выписать эмоции, свойственные им по жизни. После долгих раздумий, на листе появлялось от 3 до 5 эмоций. А это значит, что даже первая ступень – понимание собственных чувств - «не прокачана».

В начале тренинга всегда прошу поднять руку тех, кто знает, что такое эмоциональный интеллект. До прошлого года руку поднимало около 20% участников. Но сегодня цифра увеличивается, а значит ЭИ шагает по планете.

?: Так ли важна эмпатия в бизнесе?

!: Сейчас много говорят про эмпатию и ее роль в бизнесе. Но это только третья ступень развития ЭИ. Сама по себе эмпатия в бизнесе нужна лишь в том случае, если помогает «включить» управление атмосферой контакта. То есть мы идем к цели через понимание эмоций другого. Мы не просто поняли человека и посочувствовали ему, а посредством этого повернули переговоры в нужную сторону.

Существуют тесты для определения уровня ЭИ. Я люблю использовать их при подборе кандидатов на должности (как второстепенный среди множества других), где требуется контакт с людьми, для руководящих позиций – обязательно. Иногда бывают ситуации, где опыт и уровень компетенций кандидатов одинаков, и тогда точки над i расставляют показатели эмоционального интеллекта. Чем выше уровень, тем больше вопросов с положительным исходом решит кандидат.

?: Есть ли сейчас запрос на развитие эмоционального интеллекта среди топ-менеджеров?

!: Раньше в организациях тренинги по эмоциональному интеллекту заказывали по остаточному принципу - когда все остальные уже пройдены, и хочется чего-то «новенького, свежего». Сегодня запрос на тему высок, бизнесу нужны осознанные сотрудники, особенно управленцы. К сожалению, книги, статьи и лекции не позволяют «потрогать» понятие, примерить на себя. Тренинг дает возможность за короткий срок получить инструменты развития навыка, задать вопросы эксперту, и в безопасных условиях «потестить» считывание собственных эмоций и эмоций окружающих.
Поэтому сегодня запрос на этот тренинг высок как среди топ-менеджеров, так и среди линейного персонала.

Ваши комментарии

Назад в блог