8 симптомов токсичных сотрудников

1. «А вы слышали, как Петров опростоволосился?!»

Сплетни, заговоры и клевета еще со времен правления царей не приводили ни к чему хорошему. Если сотрудник считает себя серым кардиналом, обсуждая других за спиной, значит таким же образом он способен пойти против интересов компании.

Открытое обсуждение ошибок и промахов коллег, с последующими предложениями решения задачи, принесет больший вклад в развитие бизнеса, чем кулуарные перешептывания.

Сплетни не только убивают рабочее время, но и командный дух, поощряя неуважение к коллегам.

2. «Коллеги, прошу дополнительно собрать совещание. Я не все вам сказал…»

Совещание прошло успешно, приоритеты расставлены, задачи распределены, у исполнителей не осталось вопросов. Время реализовывать планы. Но вот проходит несколько дней, и сотрудник просит провести дополнительное совещание, чтобы сообщить о проблемах, которые раньше не решился озвучить. Эти проблемы рушат принятый план, и требуют перестройки работы всех участников проекта. Теперь слаженная команда напоминает героев басни "Лебедь, рак и щука".

Такая эгоцентричная позиция и попытка скрыть трудности приводят к затяжному поиску решения, а значит, к ухудшению ситуации в итоге.

3. «Это не входит в мои должностные обязанности»

Чем меньше компания, тем важнее принцип взаимозаменяемости и скорость адаптации сотрудников к изменениям. Иногда кризисные ситуации заставляют бухгалтера взять на себя логистические функции, а продавца превратиться в отдел клиентского сервиса, чтобы решить проблему Заказчика. И это нормально, ведь у компании единая цель – добиться результата.

Вовлеченного сотрудника отличает быстрое понимание сути проблемы, и самостоятельная попытка решить ее без лишних слов.

Если сотрудник не готов к взаимовыручке, апеллируя к должностным инструкциям, то область его интересов заканчивается личными целями. Такой подход вредит производительности и разобщает команду.

4. «Я же в прошлом году перевыполнил план!»

Карьерное движение сотрудника – прогресс. Оно может быть постепенным, скачкообразным, но трудочасы трансформируются в развитие. Значимость сотрудника определяется не прошлыми заслугами, а ежедневными результатами.

Когда человек считает, что уже добился успеха, и распределяет его на будущее, он создает токсичную установку для коллег. Другим тоже может показаться, что есть планка, за которой начинается беззаботное «ходить на работу».

5. «Я уже 5 лет хожу на одну и ту же работу. Я молодец!»

Опыт становится ценностью в том случае, если преобразуется в навыки и новые достижения. Опыт как самоцель теряет смысл, если не пользоваться бонусами. Важно не время, а результат.

Когда сотрудник апеллирует к многолетнему опыту, он таким образом оправдывает принятые решения и действия. Логика важнее опыта.

6. «Перестань так много делать, иначе видно, что я ничего не делаю»

Часто такой конфликт интересов возникает между новобранцем и старожилом. Новые сотрудники, стараясь показать таланты и способности, с головой окунаются в работу, ставят цели и превосходят ожидания.

На таком фоне «опытный» коллега, привыкший трудиться размеренно, проигрывает в глазах руководителя. Наступит момент, когда прозвучит фраза: «Да ты успокойся, иначе за день всю годовую работу переделаешь!».

Токсичные сотрудники не хотят делать больше. Они хотят, чтобы другие делали меньше.

7. «Это получилось благодаря мне»

Даже незаменимые сотрудники, без которых команде было бы тяжело справится, работают в команде. Один в поле не воин. Если человек заявляет, что успех дела – личная заслуга, не разделяет его с коллегами, и стремится быть выше остальных, то однажды найдутся оппоненты. И начнется бой за признание.

8. «Да они сами виноваты!»

Клиенты слишком придирчивы, партнеры некомпетентны, коллеги вечно все забывают – у токсичного сотрудника найдется, на кого переложить ответственность.

Любой промах компании – это общая проблема и маячок для каждого, что прежняя схема не работает.

Если человек говорит, что его вины в случившемся нет, во-первых, он ошибается, а во-вторых, токсично влияет на команду.

Работа в команде – работа на единый результат. Любая попытка «перетянуть одеяло на себя», приводит к печальным последствиям, либо для токсичного сотрудника, либо для компании. Будьте бдительны, узнавайте тех, с кем работаете, чтобы создавать команду профессионалов.

Ваши комментарии

Назад в блог