Ловушка таланта

Илья привык к тому, что рабочий день не заканчивается в официальные 18.00. Бывало он уходил с работы после полуночи, а возвращался спустя 3 часа. Кинутое в неформальной беседе с руководителем «А не поставить ли диван рядом с рабочим столом?» только отчасти было шуткой. Конечно, его признавали талантливым и перспективным сотрудником, одним из лучших в кадровом резерве компании, а конкуренты звонили с предложением хедхантинга. Для Ильи это был звездный час, ради которого он вкалывал все эти годы.

Правда сердце стало подводить, а бессонница не давала отдохнуть хотя бы ночью. Попытки снизить обороты приводили к новому ускорению, чтобы нагнать упущенное. Илья горел на работе. И самое ужасное – цель такой гонки становилась все менее ощутимой. Завершив очередной крупный проект блистательной победой, он написал заявление об увольнении. Да, работа по-прежнему была перспективной, а Илья талантливым, но он понимал, что работать меньше (= хуже) не может, так как опасно для репутации, а в таком режиме будущего не догнать.

Так ценные сотрудники становятся заложниками ожиданий компании: стремясь не подвести, они взваливают все на свои плечи и тащат, не прося помощи. Вес груза растет, а талантливый потенциал не реализуется.

«Будущие лидеры» - сотрудники, которые, благодаря способности схватывать на лету, быстро попадают в категорию «звездных» и в управленческий кадровый резерв. Но это не гарантирует быстрого продвижения по карьерной лестнице, но гарантирует карьерный потолок. Невозможность компании удовлетворить стремления приводят к снижению вовлеченности, эффективности талантливого сотрудника, и отказу от идеальных рабочих условий, к всеобщему изумлению.

В попытке соответствовать корпоративным ожиданиям, человек попадает в ловушку: не использует суперспособность, гасит талант, превращаясь в автоматизированный рабочий станок.

Сначала сотруднику дают возможность проявить себя. Он благодарен за доверие и надеется на вознаграждение. Но идеализация способностей и профессиональных качеств окружающими набрасывают на сотрудника образ супергероя, который добровольно взваливает на себя груз ответственности за будущее компании. Идеализация накладывается на идентификацию, что запускает губительный процесс.

Первые успехи убеждают руководство и коллег в том, что супергерою все по плечу, а значит, он вытянет компанию из любой трудной ситуации. Талантливого сотрудника придавливают чужими ожиданиями, которые, по его субъективным ощущениям, он просто обязан оправдать, чтобы не остаться «крайним». Он понимает, что на карту поставлена репутация, но зажат в тисках. С одной стороны, ему нужно придумать что-то сверхчеловеческое, что спасет компанию, а с другой – ориентироваться на корпоративные представления о лидерстве и порадовать руководство. Выбраться из тисков сложно, на это уходит много сил и внутренних ресурсов. Поэтому попадание в кадровый резерв приносит радость ненадолго, отнимая уверенность, и делая человека уязвимым. Возможности становятся обязанностями, новые задачи – очередными проверочными заданиями, уникальность превращается в неуверенность.

Вот тревожные сигналы, которые не стоит игнорировать, будучи супергероем.

1. Чувствуете, что не используете свой талант по назначению, а доказываете окружающим его наличие.

Супергерои знают, что от них ждут чудес. Установка на эффективность (на результат) заставляет браться за задачи, с повышенным уровнем сложности, чтобы доказать свой талант. При этом от экспериментов и нестандартных проектов, которые могли бы развить смежные навыки (установка на развитие в процессе работы), супергерои отказываются, чтобы ни в коем случае не показать свою уязвимость в каких-то вопросах.

2. Чувствуете, что перестали быть самим собой в угоду производимому впечатлению на окружающих.

Идентификация человека с образом супергероя поглощает истинное «Я». Постоянные размышления о том, как он выглядит в глазах руководства и коллег - следствие давления и чужих ожиданий.

В большинстве случаев, в кадровый резерв попадают люди, которые ведут себя в соответствии с корпоративными стандартами и представлениями о «будущем лидере», как бы играя роль на всякий случай. Такая сосредоточенность на чужих ожиданиях создает рамки для поведения и творчества, не позволяя раскрыться таланту в полной мере. К сожалению, признание таланта лишает таланта, так как теперь принадлежит не личности, а компании.

3. Замечаете «невроз отложенной жизни».

«Вот-вот еще немного, еще чуть-чуть, и я начну жить полной жизнью!», - так говорят «будущие лидеры» своим родным и близким, пропуская очередной день рождения или значимое событие. Настоящее теряет смысл, так как это лишь подготовка к большой игре. Важнее то, что будет, а не то что есть. Обесценивание настоящего приводит к отстраненности, хотя человеку кажется, что он полностью погружен в работу. В голове все чаще появляется мысль: «Как же хочется все бросить». И в таком случае смена работы не поможет.

Как выбраться из ловушки?

1. Супергерой управляет способностями, а не способности супергероем.

Способности даются не для того, чтобы доказать окружающим свою уникальность, а для того, чтобы с помощью этой уникальности вместе с окружающими что-то улучшить. Не забывайте о том, что один в поле не воин, научитесь принимать помощь, даже будучи уверенным, что справитесь сами.

2. Маска нужна супергерою только в экстренных ситуациях.

Будьте собой со всеми плюсами и минусами, сохраняйте экологичность собственной личности, уважайте себя. Всегда хочется показать только хорошую сторону, но суперспособности развиваются из совокупности качеств.

3. Живите настоящим.

Что, если нынешняя должность – это не ступенька, а потолок? Будете ли вкладывать в нее столько же сил? Или захотите развиваться в другую сторону?
Перематывая настоящее, до будущего быстрее не доберешься. Но лишь в настоящем можно найти ресурсы для будущего и выбрать его направление.

Конечно, варясь в собственных представлениях, можно стать заложником образа амбициозного трудоголика. Поэтому рядом должен быть кто-то, кто предложит альтернативное видение ситуации. В корпоративной жизни это должен быть руководитель, который вовремя отреагирует на усилия сотрудника и даст адекватную обратную связь. Но если вы чувствуете потребность в такой беседе, но понимаете, что ожидание может быть вечным, идите с вопросами сами, чтобы не оставаться в ловушке субъективных представлений. Поверьте, вы многому удивитесь.

 

Материл подготовила: Алевтина Попкова

Ваши комментарии

Назад в блог