Обучаем взрослых правильно

Андрагогика долго не признавалась актуальной, пока в 1926 г. Эдуард Линдеман не возродил, а его последователь Малкольм Ноулз не принес науке популярность. Благодаря книге «Взрослый ученик», вышедшей в 1973 году, мир узнал, что восприятие взрослых людей отличается от восприятия детей, а значит, и построение обучения требует иного подхода. 

Вот 5 принципов, которые стоит учитывать при составлении образовательной программы для взрослых людей. 

Принцип №1: взрослый ученик не будет учиться, если не понимает, для чего ему это.

Детям знания навязываются сверху, потому что так надо. В школе никто не объясняет, для чего учить геометрию, и чем отличается «Русский язык» от «Родной речи». И уж тем более, никто не будет тратить время на то, чтобы рассказать, как знания по химии повлияют на будущий оклад и процентную часть. Взрослый человек ценит время и КПД от полученных знаний. 

ПОЭТОМУ

Свобода и экспериментальные условия – лучший фундамент для обучения зрелых учеников. Таким образом они сами сформируют мотив получения знаний и выявят персональные пробелы. 

Принцип №2: опыт ученика – это ресурс, а не препятствие.

В обучении детей принцип «чистого листа» помогает педагогу «укладывать» нужные знания в стандартную форму. Инакомыслие часто приводит к снижению оценки в аттестате, поэтому мало кто из учеников стремится вписать личный опыт в обязательную программу. Взрослые люди приходят с персональным багажом знаний, который помогает иначе взглянуть на новую информацию. 

ПОЭТОМУ

Программа обучения должна отталкиваться от представления педагога об опыте, возможностях и потребностях учеников. Чем больше дискуссий, кейсов и групповой активности, тем больше интересного материала для взаимного обучения создают сами участники. 

Принцип №3: если взрослые пришли учиться, значит они готовы учиться

Информация для детей должна быть понятна и усваиваема. Задача педагога в этом случае, заключается в «разжевывании», чтобы каждый в классе смог пошагово разобраться в теме и не отставал от общей массы. Взрослый человек учиться обнаруживать сложность и противоречивость вещей и явлений, в то время, как дети нуждаются точной навигации. 

ПОЭТОМУ

Взрослые люди априори готовы учиться и пришли прокачаться. Их не нужно подогревать и замедляться, им нужны развивающие задачи, превосходящие опыт и способности. 

Принцип №4: новые знания и навыки лучше усваиваются, если связаны с реальными условиями

Дети воспринимают новые знания с привязкой к предмету. Они нужны, чтобы достичь конкретного результата – высокого балла. Их не учат пользоваться формулой хорды окружности в реальной жизни, поэтому, как только за спиной закрываются школьные двери, полученные знания упаковываются сознанием в ящик с пометкой «Ненужное». 
Взрослые ученики идут за знаниями, которые помогут решить конкретные проблемы в заданных условиях. 

ПОЭТОМУ

Педагогу важно погрузиться в среду учеников, разговаривать на одном языке, и чувствовать «боль», которую можно решить с помощью отработанного навыка. Теория должна быть тесно связана с практикой, а еще лучше, протестирована немедленно, чтобы стать новым способом реагирования обучающегося на возможные трудности. «Вода» - ничто, практика – все. 

Принцип №5: движущая сила – внутренние мотивы

Мотивация детей - внешняя, направлена на получение оценки, одобрения, избегания наказания и т.д. Взрослыми управляют внутренние факторы. Все же обучение – сложная интеллектуальная деятельность, требующая усилий и участия воли. Зрелая личность понимает, что можно «работать на работе», а можно стать экспертом и самореализоваться. 

ПОЭТОМУ

Насильно не научишь. Если речь идет о корпоративном обучении, то важно отслеживать уровень вовлеченности сотрудников. Этот показатель указывает на приоритеты и амбиции человека. «До/после» - наиболее действенный способ формирования внутренней мотивации к обучению у взрослого человека. 

Если хотите, чтобы сотрудники взяли максимум от обучения, то:
- привлекайте их для разработки программы
- учитывайте опыт учеников, и на его основе создавайте программу
- опирайтесь на практику, и вписывайте в нее теорию
- давайте ответы на сложные вопросы и создавайте развивающее пространство
- свяжитесь с нами, и мы все сделаем за вас

И помните, учитель – это наставник, но главную роль в обучении играет ученик. 

 

 

Ваши комментарии

Назад в блог