Покупают не руки и ноги, а мнение

Я часто общаюсь с коллегами и руководителями компаний, поэтому, незаметно для себя, стала использовать эту возможность в качестве негласных социологических опросов. Недавно заметила закономерность: руководителей объединяет один и тот же страх. Как бы странно это ни звучало, почти каждый управленец побаивается новых идей и мнений сотрудников.

Каждый из собеседников – умный и современный менеджер, следящий за тенденциями, потому понимающий, что «идеи сотрудников – важный источник развития компании, начало инновационного пути». Но с одной стороны руководители вроде бы мотивируют и поддерживают подчиненных в проявлении инициативы, а с другой, опасаются, превращая демократию в профанацию.

Давайте задумаемся: кого и зачем нанимает работодатель? Нужны ли нам руки, ноги и изредка говорящие головы? Ведь если человек – профессионал, то у него определенно есть экспертиза, вдохновение, харизма, видение перспектив развития и, в конце концов, самостоятельность. И как же у такого человека не будет идей и мнения?

Конечно, можно подстраховаться, и на все случаи жизни прописать инструкции. Но развитие – это процесс, поэтому рано или поздно все равно возникнет ситуация, в которой не будет готового решения, и тогда сотруднику придется найти его самостоятельно.

Мое исследование вопроса показывает, что руководители собственноручно гасят инициативность и самостоятельность сотрудников. Как только слышится: «А у меня есть идея!», сразу же выставляется оборона: «Отлично! Ты предложил, тебе и делать!», не подразумевающая ресурсной помощи инициатору.

Инициатива наказуема, потому догоняет проактивного сотрудника, чья радость от собственной идеи в эту же секунду сходит на «нет». Теперь на нем полная ответственность за будущее и, главное, окупаемость идеи. Ему нужно прилагать дополнительные усилия, выискивать дополнительные собственные ресурсы, в том числе временные, так как от основных обязанностей его никто не освобождал, делать, создавать, «тащить на себе».

Но хуже всего, что если не получится, то инициатору «прилетит» упрек. Никто не вспомнит, сколько дополнительных сил он вложил в развитие идеи, но обязательно вспомнят, что не смог, не справился и не сделал. А звонкая фраза «Вот теперь сиди и не высовывайся» закрепит в сознании негативный опыт инициативности, которая превратит проактивного профессионала в руки, ноги и редко говорящую голову. При лучшем раскладе. При худшем такой сотрудник сразу сообразит, что к чему, и пойдет искать самореализации у другого работодателя.

Такой опыт создает повсеместную ситуацию, когда сотрудники в компании «не высовываются», а руководитель не знает, где взять новые идеи.

Но если у вас иная ситуация, и в работе просто необходим поток идей и мнений, при этом вы готовы поощрять инициативность активных сотрудников, то есть несколько рецептов счастья.

1. Начните с концепции, создайте культуру, в которой предложить идею – это норма, а не исключение.

Инструменты:

День идей: выберите день, когда сотрудники компании будут предлагать идеи, присылать на почту, размещать на стикерах, обсуждать на оперативке.
Создайте общую информационную среду – доска, чат, рассылка, доступ к папке - место, где все будут видеть идеи каждого.
Создайте команду, которая будет отвечать за работу с идеями, сортировать, решать, что дальше делать с идей.
Создайте пространство обратной связи: регулярно давайте обратную связь о количестве и степени разработки новых идей в компании, чтобы у сотрудников не было ощущения, что они работают на «мусорную корзину».

2. Человек склонен получать удовольствие от сделанной работы и вычеркивания выполненной задачи из ежедневника. Создайте для команды такие условия, когда идеи реализуются и в этом может принять участие любой желающий.

Инструмент: SCRUM-доска, которая работает за счет визуализации, общедоступности и наглядности. Она упрощает организацию и отслеживание потока задач компании.

В классическом виде она содержит всего три столбца:
- что нужно сделать (TO DO)
- что делается (IN PROGRESS)
- что сделано (DONE)

Перемещение потока задач с одного столбца на другой, помогает команде оценивать собственный прогресс и видеть движение.
SCRUM-доска помогает разграничивать задачи, приписывать ответственность за исполнение сотрудникам, видеть развитие и актуальность идеи, а так же вести прозрачный рабочий процесс.

Когда ясна точка отправления и понятен пункт прибытия, сотрудникам захочется довести идею до конца, видя в этом личную выгоду. Кому-то реализация идеи поможет систематизировать и упростить рабочий процесс, кто-то увидит в этом дополнительное уникальное предложение, а для кого сам процесс достижения цели станет интересным приключением помимо основных повседневных задач.

А если вы руководитель, то стоит стать первопроходцем в разрешении инициативности, как одной из реальных ценностей компании, сдвинув новую идею «Свободно выдвигать новые идеи» в сторону графы «Реализовано».

 

Об авторе: Катмакова Ирина - опыт работы в HR более 10 лет, HR- руководитель, сертифицированный карьерный коуч, член ACP Russia.

 

Ваши комментарии

Назад в блог