Темперамент компании

Немного теории.

Темперамент - тип высшей нервной системы, который определяет выносливость нервных клеток, т.е. психики человека, стрессоустойчивость и способы реагирования на раздражители внешней среды.

Типы темперамента отличаются по:
- силе процессов возбуждения и торможения
- уравновешенности процессов
- сменяемости процессов.

Темперамент – врожденный, биологический компонент, который участвует в формировании личности и характера. Темперамент нельзя изменить, но можно контролировать. Он влияет на динамику, эмоциональные реакции и поведение человека. Поэтому за то, что связано с реакцией на происходящее, способы достижения результата, тревожность и индивидуальные приемы работы, - в ответе темперамент.

Карл Юнг и Ганс Айзенк пошли дальше, и дополнили модель полярными факторами:

• Эмоциональная лабильность – стабильность
• Интроверсия (поиск ощущений внутри) – экстраверсия (поиск ощущений во вне)

Ни один из типов не лучше и не хуже другого, не считается патологией или отклонением. Это данность, с которой приходится уживаться каждому.

Как описание личностных характеристик связано с корпоративными стилями?

Также, как темперамент человека проявляется в наполнении окружения, темперамент организации обуславливает цели и корпоративные ценности компании, выбор стратегии развития и взаимодействия с клиентами, сотрудниками и партнерами.

Изначально на бизнес проецируется характер управленца. Если компания создается несколькими партнерами, то проецируется темперамент лидера или, то общее, что объединяет. Ведь партнерами становятся не случайно. Со временем, когда задачи распределяются на команду, тип организации меняется.

Особое сходство темпераментов руководителя и компании проявляется на старте и в кризисные моменты, когда стратегические решения в руках одного человека.

КОМПАНИЯ-МЕЛАНХОЛИК

Ключевая ценность: творчество и свобода самовыражения
Хорошие условия для: инноваций
Отличительные черты: свободный график, отсутствие дресс-кода, неформальное общение внутри команды, неограниченный доступ к необходимым ресурсам.
Отношение к деньгам: самореализация важнее зарплаты.
Преимущества: в таких компаниях все направлено на получение вдохновения. Поэтому там созданы отличные условия для создания стратапов, новых рыночных ниш и инновационных решений.
Недостатки: поток идей не подкреплен реальным продвижением, поэтому до реализации доходит 1 из 1000.

КОМПАНИЯ-ХОЛЕРИК

Ключевая ценность: работа на результат
Хорошие условия для: внедрения готовой разработки и целеустремленных карьеристов
Отличительные черты: конкретная цель, установка на успех, четкие KPI, жесткая дисциплина и план, обязательно наличие сильных конкурентов.
Отношение к деньгам: если есть хоть минимальный шанс продать, надо продать.
Преимущества: обеспечение продаж любой ценой, концентрация сил для достижения результата, ориентация на завоевание рынка.
Недостатки: жесткость при выборе целевой группы, интересы компании превыше всего.

КОМПАНИЯ-САНГВИНИК

Ключевая ценность: отношения win-win
Хорошие условия для: реализации взаимовыгодных решений
Отличительные черты: понимание интересов участников бизнес-процессов, забота о безопасности и экологичности, снижении рисков, сильный разброс целевой аудитории, налаживание контактов с каждым.
Отношение к деньгам: бесконфликтные отношения важнее денег
Преимущества: благоприятная атмосфера в коллективе, создание условий для функционирования сотрудников, гармоничные отношения с клиентами и партнерами.
Недостатки: атмосфера умиротворения и бесконфликтности приводит к стагнации и ощущению «болота».

КОМПАНИЯ-ФЛЕГМАТИК

Ключевая ценность: регламент
Хорошие условия для: гарантированного результата, высчитанного после соотнесения анализа возможностей и рисков, стратегического расчета, создания альтернативных путей развития.
Отличительные черты: регламентированы все процессы и процедуры; если заменить сотрудника, то на компании это не отразится; сотрудники знают где, когда и зачем они находятся, через сколько лет поднимутся на следующую ступень карьерного развития, при каких условиях повысится зарплата. Объективность, четкость, устойчивость.
Отношение к деньгам: компания знает, сколько получит за потраченные деньги.
Преимущества: системность, иерархичность, предсказуемость.
Недостатки: бюрократизация, отсутствие карьерного роста, рутина, длинная цепочка принятия решений.

Чем полезна корпоративная типология по темпераменту?

Типология – свод стандартизированных ответов, основанных на исследованиях. Развиваясь, бизнес сталкивается с кризисами и проблемами. Но зная, к какому типу относится компания, возможно заранее подготовиться и снизить риски.

Динамика корпоративной идентификации циклична. Поток нереализованных идей в компании-меланхолик решаются с помощью заимствования целеполагания компании-холерик. Дисбаланс интересов и жесткость в компании-холерик смягчаются принципами взаимодействия компании-сангвиник. Система регламентов, заимствованная у компании-флегматик, решит проблему бессистемной ориентации на каждого сотрудника в компании-сангвиник. А избыточная бюрократия компании-флегматик снизится за счет творческого подхода компании-меланхолик.

Понимание, к какому типу относится организация, дает руководителю стратегическое преимущество для построения корпоративной культуры, предвосхищения рисков и выбора направления движения в случае кризисов. Конечно, типология по темпераменту не панацея, но дает дополнительную информацию для развития и осознанного изменения бизнеса.

 

Ваши комментарии

Назад в блог