Типология руководителей

Так задумано эволюцией: чтобы детенышу выжить, ему нужно следовать за взрослым. И корпоративный мир в этом не отличается от обычной жизни. Сначала, подражая в поведении, а затем, научаясь регулировать его и собственные чувства, дети шагают по лестнице социально-эмоционального и карьерного развития.

Взрослый может даже не догадываться, что он значим, и для кого-то является вектором действий. Но именно это имеет важные последствия. Пытаясь привлечь внимание, и заслужить одобрение (даже внутреннего, нереального эталона), ребенок нарабатывает паттерны (стереотипы поведения), которые фиксируются на всю жизнь.

Если рассматривать руководителя в качестве «взрослого», а подчиненного в качестве «детеныша», то открывается многогранность этих взаимоотношений, которые мы решили уместить в типологию. Зачем нам это нужно? Чтобы читатель увидел собственные паттерны поведения, сопоставил с паттернами руководителя, и сделал выводы, что его может ждать на карьерном пути, а может быть, даже вовремя свернул на другую дорожку.

Теория привязанности выделяет 4 типа отношений:

1. Надежный – ребенок чувствует, что в любой ситуации может положиться на взрослого, и не прогадает.
2. Тревожно-амбивалентный – «с тобой плохо, но без тебя еще хуже».
3. Избегающий – внимание взрослого нужно привлечь оценками, грамотами, плохим поведением или болезнью.
4. Дезорганизационный – на глаза взрослому лучше не попадаться, потому что в любом случае останешься виноватым, крайняя степень – физическое насилие.

В нашей типологии отношений «руководитель-подчиненный» мы пошли дальше и выделили 6 типов, основываясь на личном опыте.

1. «Отцы и дети»

Руководитель воспитывает сотрудников, требует послушания и исполнения правил. С одной стороны, он опекает и защищает, готов предоставить все необходимое для достижения результата, внимателен к каждому, для него подчиненный – личность.

С другой стороны, также внимателен к промахам, эмоционально критикует и «ругает» за ошибки. В оценках много субъективности без опоры на реальные показатели, поэтому может даже обидеться на подчиненного.

Такие отношения редко носят исключительно деловой характер, выходя за рамки формальных отношений. Но в этом же кроется опасность: уход подчиненного приравнивается к измене и предательству, распространяясь и на личные отношения.

Такого руководителя страшно подвести, поэтому хочется сделать лучше, чем он ожидает.

2. «Товарищи»

В таком типе отношений формальные границы и авторитеты отсутствуют. Руководитель и подчиненные чувствуют себя на равных, вспоминая о формальностях только в тех случаях, когда нужно подписать документы, взять на себя ответственность или огласить общепринятое решение. В речи часто используется «мы», вопросы обсуждаются совместно, иногда через жаркие споры, иногда на выездах с семьями по выходным.

Таких руководителей обычно любят, но и подвергают самой жесткой прямой критике, так как и на то и на другое они выдают подчиненным негласное разрешение.

В этих отношениях любой шаг в сторону воспринимается как предательство с обеих сторон.

К сожалению, таким руководителям зачастую не хватает жесткости в критических ситуациях, поэтому их воспринимают несерьезно.

3. «Конкуренты»

Тот случай, когда руководитель, скорее всего, рос в компании братьев или сестер-погодок. Поэтому он всегда готов к битве за место, не доверяет подчиненным, особенно перспективным, упоминая о них исключительно пренебрежительным тоном.

Такой управленец никогда не возьмет в команду сильных игроков, не будет развивать существующих, чтобы наверняка сохранить место за собой. Он придирчив к любым результатам, но, если у команды получилось «на отлично», припишет результат в личные заслуги.

Никогда не защищает подчиненных, с легкостью расстается с любым, особенно сильным сотрудником. На этом фоне активно прокачивает личные навыки, благодаря чему ловко шагает вверх по карьерной лестнице.

4. «Папа выходного дня»

Руководитель настолько редко «спускается» к подчиненным, что его появление вызывает бурю эмоций, разговоров и волнений. О нем слагают легенды. Он всегда сверкает в глазах сотрудников: речи стройные, стиль отменный, все, кого касается его одобрительный взгляд, автоматически зачисляются в группу избранных.

Такая незыблемая авторитарность, недостижимость и непредсказуемость заставляет сотрудников стараться изо всех сил, мотивируя заслужить одобрение.

5. «Случайный прохожий»

Такие руководители редко, но встречаются. Их отличает полная незаинтересованность в сотрудниках. Они не участвуют в формировании команды и, тем более, не сближаются с ней. Для всего этого есть доверенное лицо.

Его трудно застать на рабочем месте, но, если повезло, то теплого приема не жди. Сотрудники таких управленцев недолюбливают, побаиваются и не уважают.

6. «Тренер»

Такому руководителю важен командный результат. Он знает, что для этого нужно, поэтому вкладывается в каждого игрока. Ставит амбициозные, но достижимые цели, строг, но справедлив.

Его сила в умении признавать собственные ошибки, уверенности в себе и командных принципах. К таким руководителям сотрудники хотят попасть в команду, чтобы разделить ответственность за успех общего дела.

Мы не можем изменить образ значимого взрослого, но мы можем выбирать руководителя, зная собственные паттерны. Выбирайте тех, с кем будет интересно развиваться, с кем не нужна искусственная мотивация, кого потом будете вспоминать с благодарностью.

 

Материал подготовила: Алевтина Попкова

Ваши комментарии

Назад в блог